Для нового знакомого о художнике Урала. Незаслуженно забытого.
Александр Соловьёв
ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА
Богата земля наша российская народными дарованиями, разнообразны таланты
мастеров, любит и ценит народ русский красоту всякого рода. Особо почитали
всегда на Руси художников, являвших зрителям красоту Божьего творения, а
не искажавших и не разрушавших его.
Среди людей, особенно тонко чувствовавших гармонию этого мира, был
живописец, который, по словам Михаила Алпатова, "подобно мастерам русского
искусства, таким как Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Исаак Левитан
и Константин Юон, своим талантом служит почётной задаче воссоздания в
искусстве поэтического мира русской природы и русской архитектуры".
В самом конце 1927 года в селе Месягутово на Южном Урале близ Уфы, в дивном
красотой природной краю, поэтически воспетом сказочником Павлом Бажовым,
родился замечательный русский художник Виктор Астальцев, творчество которого
один из постоянных посетителей его выставок назвал «прекрасными песнями о
Руси».
Придти в этот прекрасный красочный мир ему довелось в очень суровое время.
1928 год был годом "всеобщей коллективизации", шла острейшая борьба новой
власти с исконными традициями российского народа за тотальное насаждение
новых правил и устоев жизни в стране. Виктору шёл девятый месяц, когда при
невыясненных трагических обстоятельствах погибает его отец. Кому не угодил
природный уральский казак, бывший конник Чапаевской дивизии Владимир
Александрович Астальцев, дерзнувший в разгар богоборческого времени
жениться на поповской дочке? В те лихие годы разбираться в этом никто не стал.
После смерти матери - Лидии Ивановны - девятилетний мальчик оказался
"круглым сиротой", каких было много в то тяжёлое время. Долго он рос среди
случайных людей и дальних родственников, воспитывался в детском доме.
Мальчик рано научился рисовать, это скрашивало его существование в самые
страшные и трагические моменты. Тайга и скалы с могучими вековыми соснами
и елями - суровый и величественный пейзаж, запавший в душу на всю жизнь.
Свято любить и понимать красоту всего всего живого научила его разыскавшая
будущего художника бабушка - вдова расстрелянного в 1937 году священника
и иконописца отца Иоанна Левицкого. Екатерина Сергеевна Юрьева-Левицкая
водила мальчика в лес, в горы, учила восхищаться природой, небом, землёю,
видеть гармонию Божьего мира, учила доброте и ответственности перед этим
миром. Её светлый образ художник пронёс в душе и памяти до конца своих дней.
Часто вспоминал он и рассказы старой учительницы Марии Ивановны Захаровой,
разглядевшей в сироте художественный талант, о российской истории, о русской
культуре, о старых «царских» временах. Эвакуированная из Москвы в годы
Великой Отечественной войны, она преподавала в школе черчение и рисование.
Занятия в кружке ИЗО, которым руководила Мария Ивановна, определили весь
жизненный путь художника. От двух этих, без преувеличения, великих русских
женщин, в самые страшные годы сохранивших национальные традиции, память о
культурных свершениях своего народа, воспринял будущий живописец ту самую
ответственность перед неповторимыми созданиями предков, безвестных зачастую
русских мастеров, создавших шедевры древнерусской архитектуры.
Эти шедевры и величие родной природы художник будет воспевать в своих
полотнах всю жизнь. А начиналось его творчество с детских рисунков, где он
трогательно и наивно, со светлой детской любовью изображал нежные
белоствольные берёзки, добрых домашних животных, иллюстрации к басням
Крылова, к классическим произведениям русской литературы, которые он всегда
любил и прекрасно знал. (с)
Картины в комментариях.